Обзор конференции Langame Conference 2024 и разговор с руководителем проекта Langame Павлом Голубевым о киберклубах

Информационная служба Хабра посетила конференцию Langame Conference 2024. Эта конференция была посвящена рынку компьютерных клубов и киберарен. На мероприятии встречаются предприниматели и руководители небольших киберклубов и больших сетей, специалисты по продвижению и поддержке бизнеса компьютерных клубов, представители компаний телеком, электроники, компьютерных комплектующих и так далее. Приятного чтения!

537eae9ddc752603f199a0bcd86e64e6.jpeg

Пошёл я на эту конференцию с интересом, потому что, как и любой ребёнок 90х годов, столкнулся с явлением под названием «компьютерные клубы». Все же помнят странные тёмные помещения или подвалы, где стояли белого цвета компьютеры и трубчатые мониторы, звучали матершина и вопли школьников,  была стойка администратора с партнёрским холодильником, в котором были разные безалкогольные напитки?

67c836fe8468c30511cf9b9ff24c0490.jpeg

Последний раз я играл в таком клубе в 2005 году. Тогда уже у меня появился первый персональный компьютер. Ну и я так понимаю, все помнят ночные тарифы, когда 8 часов можно было играть по сети с другими такими же ночными посетителями. Ладно: дед забыл выпить таблетки. И вот, я думал, что компьютерные клубы канули в Лету, как видеосалоны и аркадные автоматы. Однако нет, оказалось, что новый виток индустрия получила в середине 2010 годов. Было это так: я искал работу и с удивлением обнаружил объявление о найме системного администратора в такой клуб. Сейчас он называется VK Play Arena. Ну и где‑то раз в 2 года я встречал различные промо‑материалы об открытии того или иного клуба. А полгода назад я наткнулся на довольно интересное видео об открытии компьютерного клуба от блога «Все работы хороши». Возникла идея поговорить об этом явлении, но тогда, в силу занятости, я эту идею убрал в долгий ящик. И вот, увидев рекламу Langame Conference 2024, я вспомнил о своей задумке и решил совместить приятное с полезным: посмотреть на представителей индустрии бизнеса киберарен и киберклубов и поговорить с кем‑нибудь о самой индустрии.

75e259f14b7e4f08ecb2c4f9a382720e.jpeg

Начну с обзора конференции. Хоть на ней и были косплееры и косплеерши в характерных полуоткрытых нарядах, мероприятие подходит больше именно бизнесу. Да, это полностью отраслевое мероприятие. Для обычного человека будет только первый эффект «ох, оно не просто живёт, а представляет собой целый мир». Поэтому, если человек не начинающий или опытный владелец одного или сети киберклубов, а просто обыватель, ему будет неинтересна часть с докладами.

28ad90770d24bf9b78871f44d62b891d.jpg21ef1266f80fd201c176f9a4a345810a.jpeg0752ddc92e3064a3273bf76a3f827be1.jpg

В этот раз доклады и стенды я обозревать не буду.  К сожалению, видео нет. Скажу только, что доклады были посвящены открытию и содержанию клубов, сопутствующим проблемам и тому, какое оборудование стоит закупать. Причём как в клубы нишевого сегмента, так и в заведения премиум-класса. К тому же большую часть информации из докладов рассказал руководитель Langame Павел Голубев в моём интервью далее по тексту. 

16e831cb281b040f27105f98997e6ef1.jpeg

Стендов было не так много, но они представляли собой либо типичное место в киберклубе нового формата, либо компьютерную периферию. 

da41f943ee09415b5b668e9bc258f938.jpegd0594532aee1d7edd694f7439990422a.jpgc511d2d9cb7334a63ee97666ed74d189.jpg

Отмечу: были активности (ну, кроме косплееров) была возможность обжать на время кабель, на время собрать ПК,   и самая интересная, поиграть в игры (на ПК и на консолях), и на мой взгляд, — уголок компьютерного клуба старого образца, как я описывал ранее. Тут даже доширак заварили, положили колбасу и жареную курицу для антуража. Также для антуража были косплееры, якобы посетители таких клубов. Правда, эти больше походили на героев из сериала «Мир, дружба, жвачка», уж очень по-современному смотрелись их спортивные костюмы и шапки. 

fe60142d1de88e9824d1f4a68ada65d8.jpeg5b65ac37da7a05cff3271e485408afc4.jpg

А теперь, пожалуй, перейдём к интервью с Павлом Голубевым.

1a4d04a326368ff27d868f4fb8283e49.jpeg

Когда компьютерные клубы стали опять популярны? Первая волна была в конце 90-х начале 00-х, а вторая?

Постепенное возрождение началось во второй половине 2010, когда начали открываться первые клубы нового формата. Главное отличие — они предоставляли гостям не только ПК и доступ в интернет, как прежде, но и соответствующую атмосферу, игровую мебель и аксессуары, повышенный сервис и общий комфорт, где, например, наличие дорогой системы воздухообмена и кондиционирования — это musthave.

Намного активнее процесс открытия клубов пошёл вместе с большими инвестициями в отечественный киберспорт. Так появились первые киберарены — Gamer Stadium, Yota Arena, Winstrike в ЦДМ, Cyberspace, –, а также основная тройка франшиз, занимающих на данных момент до 25% от общего числа клубов в России. 

Насколько компьютерные клубы распространены во всём мире? Сколько стоят стандартные игровые места в компьютерных клубах?

Страны восточной Азии — «колыбель» LAN-гейминга. В отличие от нашей страны, где вместе с ростом благосостояния персональные компьютеры и интернет переехали из клубов в квартиры, в Китае и Южной Корее, например, клубы превратились в культурное явление и полноценную часть гейминга, поэтому на данный момент в этих странах насчитываются десятки тысяч компьютерных клубов. Если сместиться чуть южнее, попадём в Индонезию, где действуют около 5 тысяч клубов.  

В странах СНГ и восточной Европы по количеству площадок лидируют Россия, Казахстан, Узбекистан и Беларусь. На Американском континенте отрасль отлично представлена в Бразилии. Более того, некоторые соотечественники активно развивают клубную культуру и в странах, где её изначально не существовало. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии в 2023 году запустила свою работу одна из российских сетей.   

В общем, так или иначе компьютерные клубы можно встретить практически в любой стране земного шара. Вопросом будет только их количество и качество.

Опишите примерно, как выглядит современный компьютерный клуб?

Современный компьютерный клуб — это помещение до 150 м2 со стильным интерьером в тёмных цветах и комфортной атмосферой — как в дизайне, так и в коммуникациях, — где располагается 40 игровых мест со средней стоимостью в 200 тысяч рублей каждое. Мониторы на кронштейнах, дорогая игровая периферия и кресла, приветливый персонал, разнообразный  выбор еды и напитков, возможность пополнения баланса и бронирования места через мобильное приложение. В общем, кто помнит клубы нулевых, будут сильно удивлены, оказавших в современных игровых центрах. 

У вас есть ретро-клубы для любителей?

Ретро-клубы, скорее, носят одноразовую «Вау»-функцию для удовлетворения приступов ностальгии, поэтому не сильно распространены. Но да, такие клубы в нашей отрасли имеются. Из последних хороших примеров — московский «Луноход» и питерский «Кибер Кот».

Насколько стало сложнее покупать комплектующие и вообще устройства после 2022 года?

Первое время после событий 2022, как и практически во всех отраслях, с поставками оборудования были проблемы, как в плане стоимости и возможностей оплаты, так и его логистики. На сегодняшний день практически всё, что доступно на мировом рынке игровых девайсов и железа, при должной сноровке может оказаться в отечественных компьютерных клубах. Да, дороже, чем раньше, но альтерантив у индустрии нет. 

Другое дело, что вместе с уходом брендов исчезла и их маркетинговая поддержка, которая выражалась в специальных ценах, спонсировании киберспортивных турниров и других «плюшках». Хотя эта проблема также из разряда «обидно, но не критично». 

В ваших клубах есть устройства от российских компаний? С какими вы сотрудничаете? Есть ли в ваших клубах такие редкие звери, как компьютеры с процессорами «Эльбрус» и «Байкал»?

Наша отрасль не меньше остальных заинтересована в отечественных hardware- и software-решениях, но, увы, если в корпоративном сегменте есть альтернативы от российских разработчиков, то «Эльбрус», «Байкал» и «Радуга» пока что далеки от требований для запуска современных игр. 

Однако дело импортозамещения не стоит на месте: во многих российских компьютерных клубах можно найти качественные игровые кресла Knight, сборки игровых ПК под брендом Hispida, а также периферию от компаний с российскими корнями, производимую под заказ в дружественных странах.  

Не думали открыть клубы где-то на транспортных узлах (в аэропортах, на ж/д-вокзалах, автовокзалах), как недавно сделало РЖД?

Да, такие мысли регулярно всплывают в профессиональном сообществе, однако в силу режимности этих объектов, дороговизны содержания площадей на них и других факторов, подобный кейс, скорее, был бы маркетинговыми инвестициями, нежели дивидендным бизнесом с прозрачной моделью. В случае же РЖД, уверены, процесс открытия клуба и дальнейшее его обслуживание, благодаря имеющимся ресурсам, может позволить выделить клуб в самостоятельную бизнес-единицу. 

Чего больше хотят посетители компьютерных клубов: использовать консоли, играть в ПК, какие-то авто или авиа симуляторы (с рулём, креслом и так далее)? Какие игры в приоритете: как раньше, сетевые, или одиночные?

Если смотреть на среднее соотношение игровых ПК и консолей в клубе, то на 40 компьютеров обычно приходится 2 консоли. Во-первых, изначально повелось, что ПК в России — более привычная платформа, во-вторых, использование консолей в коммерческих целях запрещено правообладателем. И даже в текущих условиях сохраняется вероятность претензий со стороны контролирующих органов, поэтому наличие Playstation и Xbox в клубах постепенно сходит на нет.  

Что касается симрейсинга, то различные его вариации представлены в 150 клубах страны, и это количество постепенно растёт. А вот на VR, в силу «слабости» и отсутствия реиграбильности контента, ставку пока никто не делает. 

По играм же, абсолютные фавориты — это сетевые соревновательные тайтлы: Counter-Strike 2, Dota 2, Valorant, PUBG, Мир Танков, CoD: Warzone, Apex Legends и другие. Именно этот факт и роднит компьютерные клубы с киберспортом. 

Не думали параллельно развивать облачный гейминг?

При первом приближении, облачный гейминг является хорошей альтернативой дорогостоящему оборудованию, установленному непосредственно в клубах. Однако подавляющее большинство популярных игр  соревновательные, и, как следствие, очень сильно зависимы от пинга (задержки сигнала от клиента до игровых серверов), поэтому формат cloud-гейминга, при его текущей стадии развития, не подходит для нашего бизнеса.  

4d7361f4f1c5ecdcb7772507674752ac.jpeg

Как можно заметить, пока индустрия компьютерных клубов вполне живёт и даже развивается. Мне стало интересно побывать в каком-нибудь таком заведении. Правда, лучше с компанией, потому что одного меня быстро вынесут в любой сетевой игре, так как даже в детстве я не сильно был хорош. Да и посещал я такие заведения в детстве нечасто.  С другой стороны, можно было бы посмотреть на то, как сейчас выглядят киберклубы. 

97b2c4c3e123e8f1a1676cfdfcbc0868.jpeg

© Habrahabr.ru